SunVox для начинающих: пишем трек с нуля
PDF версия
2022.04.25

Предыдущая часть: основы

Продолжаем знакомиться с музыкальной программой SunVox. В этой статье я расскажу, как с нуля написать простую композицию с тремя синтезаторами.

Напомню, как устроен интерфейс SunVox (подробное описание смотрите в предыдущей статье):

Краткое описание интерфейса SunVox

Войдите в главное меню (кнопка с логотипом SunVox сверху слева). Выберите пункт "Новый проект". Откроется диалоговое окно "Создать новый проект"

со следующими пунктами:

  • Шаблон - создать новый проект и загрузить в него шаблон (стартовый набор модулей, "зашит" в приложении); если хотите создать свой, то в качестве шаблона можете указать любой файл проекта через Главное меню -> Настройки -> Основные -> Установить стартовый шаблон;
  • Пустой - создать новый пустой проект;
  • Отмена.

Выбираем пункт "Пустой".

Получаем следующую картинку:

Пустой проект

Имеем один модуль Output и один пустой паттерн (см. таймлинию). Можем приступать к созданию композиции.

Мелодия

Начнем с мелодии.
Какой синтезатор выбрать? Вариантов очень много. Мы остановимся на самом простом. В редакторе модулей нажмите два раза в пустой области. Откроется окно "Добавить новый модуль" со списком базовых модулей. Выберите "Analog generator" и нажмите OK. Синтезатор будет добавлен в наш проект:

Пустой проект с добавленным модулем

Напомню, как соединять/разъединять модули:

  • нажимаем на модуль-источник; жмем кнопку c двумя квадратиками (рядом с кнопкой меню редактора модулей); нажимаем на модуль-приемник;
  • нажимаем (не отжимая) на модуль-источник с нажатым SHIFT и тащим линию к модулю-приемнику; отжимаем кнопку мыши и SHIFT;
  • для мультитач устройств: одним пальцем нажимаем на модуль-источник, вторым - на модуль-приемник.

Повторное соединение действует, как разъединение.

Подключите Analog generator к Output.

Нажмите еще раз на Analog generator, чтобы этот модуль стал активным. Начните нажимать клавиши на одной из музыкальных клавиатур (экранная, MIDI или обычная PC-клавиатура). Ноты будут отправляться в выбранный модуль. Модуль начнет реагировать на ноты, генерируя сигнал. Внутри модуля можно увидеть картинку звуковой волны. Сигнал пойдет по проводу в модуль Output - вы услышите свои ноты на колонках компьютера.

Модуль Analog generator генерирует сигнал и посылает его в Output

Уже хорошо! :) Попробуем теперь записать простую мелодию.

Внизу в редакторе таймлинии нажмите на пустом паттерне. Его содержимое вы увидите вверху в редакторе паттерна - это будет один или несколько пустых треков. Нам понадобится один трек и 32 строки. Сменить кол-во треков и строк можно в свойствах паттерна - такое окно откроется, если два раза кликнуть по паттерну в редакторе таймлинии.

Установите курсор в самую первую строку, в колонку NN (нота). Нажмите пробел или кнопку с замком - включится режим редактирования паттерна:

SunVox готов к записи нот. Включен режим редактирования паттерна

Теперь задача - ввести вот такую последовательность нот:

Один трек с мелодией - последовательность нот для модуля 01

Что мы видим на этой картинке? Один трек, на котором находятся ноты для модуля 01 (Analog generator). Есть пустые строки, обозначающие паузу. Есть команды выключения ноты (==). Длина ноты - это количество строк между началом ноты и ее выключением. Если команды выключения нет, то нота звучит до момента, пока ее не сменит другая нота на этом треке, или пока не наступит конец паттерна.

Проигрывание в редакторе паттерна идет сверху вниз. В редакторе таймлинии - слева направо.

Ноты можно вводить с разных типов клавиатур: компьютерной, MIDI или экранной.

Если у вас есть компьютерная клавиатура, просто нажимайте клавиши в следующем порядке: F4 (октава 3), W, ВНИЗ (переход на строку ниже), X, ВНИЗ, Y, ВНИЗ, O, ВНИЗ, '~' (выключение ноты), ВНИЗ, Y, ВНИЗ, I, ВНИЗ, '~', ВНИЗ, R, ВНИЗ, T, ВНИЗ, '~', ВНИЗ, F3, I, ВНИЗ, O, ВНИЗ, F4, R, ВНИЗ, T, ВНИЗ, Y.

Если компьютерной клавиатуры нет, можно использовать экранную музыкальную клавиатуру. Чтобы увидеть названия нот, сделайте ее размер побольше - для этого есть кнопка-слайдер слева:

Слайдер слева позволяет менять размер музыкальной клавиатуры

Нажатая нота записывается в текущее положение в паттерне, после чего курсор сдвигается на строку ниже.

Для перемещения курсора в другое положение:

  • в десктопной версии просто нажмите на то место, куда надо перейти - курсор окажется там; либо используйте клавиши со стрелками;
  • в мобильной версии (или если в настройках в закладке Интерфейс опция "Тип управления" выставлена в значение "Пальцами") прикоснитесь пальцем к экрану в любом месте (но только в области редактора паттерна) и начните его передвигать - вы увидите, что курсор будет перемещаться в том же направлении; либо используйте экранные клавиши со стрелками (справа над музыкальной клавиатурой).

В процессе редактирования паттерна вам могут понадобиться кнопки справа сверху:

  • DEL - очистить содержимое под курсором в текущей колонке и перейти на строку ниже; на компьютерной клавиатуре ту же функцию выполняет DELETE;
  • OFF - добавить команду окончания ноты "==" и перейти на строку ниже; на компьютерной клавиатуре это CAPSLOCK или '~';
  • INS - вставить пустую строку в текущем треке со сдвигом содержимого вниз; на компьютерной клавиатуре это INSERT;
  • BCK - сдвинуть все содержимое трека под курсором вверх на одну строку; на компьютерной клавиатуре это BACKSPACE.

По окончании редактирования нажмите PLAY с буквой P и ваша мелодия начнет играть в цикле звуками модуля Analog generator.

Давайте сделаем звучание более приятным. Для этого нам понадобятся контроллеры (параметры) модуля 01. Нажимаем на Analog generator и слева видим список всех доступных контроллеров модуля. Если список не помещается в экран, то его можно листать при помощи кнопки слайдера (справа от контроллеров):

Список контроллеров можно листать, если он не помещается в экран

Другой способ уместить все контроллеры на одном экране - нажать кнопку V (сверху над контроллерами) для смены количества колонок:

Кнопка V меняет количество колонок в списке контроллеров

Внесем следующие изменения:

  • Громкость = 60;
  • Форма волны = sin; (синус)
  • Затухание = 227; чтобы после выключения ноты звук не обрывался резко;
  • Частота2 = -4; внутри модуля для каждой ноты одновременно будут играть два генератора со слегка отличающимися частотами - это добавит разнообразия в звук;
  • Полифония = 6; это кол-во одновременно звучащих голосов; чем больше значение, тем больше потенциальная нагрузка на процессор.

Нажимаем PLAY P, слушаем, как изменилось звучание.

Мелодия готова!

Бас

Добавим бас.
Создайте еще один Analog generator и подключите его к Output. Новый модуль получит номер 02.

Контроллеры модуля 02:

  • Громкость = 130;
  • Форма волны = пила;
  • Затухание = 215;
  • Удержание = выкл; звук сразу будет переходить в фазу затухания, не дожидаясь окончания ноты;
  • Фильтр = нижних 12дБ; обрезаем высокие часоты, оставляя только низкие;
  • Ф.частота = 3445; чем ниже, тем сильнее фильтруется сигнал, тем меньше высоких частот остается;
  • Ф.резонанс = 1133; чтобы фильтр немного "звенел" на определенных частотах;
  • Ф.затухание = 222; затухание огибающей фильтра;
  • Ф.огибающая = без удержания;
  • Полифония = 2.

Под контроллерами модуля 02 справа есть кнопка меню:

Нажмите ее для получения списка дополнительных опций модуля. Нас интересует опция "Зависимость частоты фильтра от динамики" (в общем случае, динамика - это громкость ноты, задается в колонке VV паттерна) - включите ее:

Опции Analog generator

В итоге получим следующую схему:

Теперь проект состоит из двух модулей-синтезаторов

Проверьте, что режим редактирования паттерна выключен и попробуйте поиграть на модуле 02, особенно на низких октавах.

Ноты басового модуля 02 можно записать в тот же самый паттерн, где находится мелодия модуля 01. Например, на соседний трек. Или даже на тот же трек, чередуя ноты для разных модулей. Но удобнее и практичнее создать для баса отдельный паттерн. Для этого в редакторе таймлинии два раза жмем в пустой области - появляется новый паттерн. Как и в прошлый раз, нас устроит один трек и 32 строки.

Добавлен второй паттерн для баса

Теперь в новый паттерн нужно ввести следующую последовательность нот:

Трек басового паттерна - последовательность нот для модуля 02

В отличие от паттерна мелодии здесь добавились значения в колонке VV. Это динамика (Velocity), или просто громкость ноты. 00 - минимум. 80 - максимум. Пустое значение эквивалентно максимальному значению 80.

Ввели ноты в паттерн? Нажимайте PLAY с буквой P - текущий паттерн с нотами басового синтезатора будет играть в цикле.

Теперь хотелось бы сделать такую последовательность: сначала играет мелодия, а потом подключается бас. Открываем редактор таймлинии. Выбираем паттерн мелодии и клонируем его 3 раза. Есть несколько способов клонировать:

  • нажать CTRL+D;
  • клик правой кнопкой мыши на паттерне -> в меню выбираем "клонировать";
  • нажимаем на кнопку меню таймлинии -> выбираем "клонировать";
  • в главном меню выбираем "Панель инструментов" -> появляется панель с часто используемыми функциями -> панель перемещаем куда-то, где она вам не мешает, и в нужный момент жмем кнопку "Размнож.".

Теперь паттерн мелодии стоит в самом начале композиции, а за ним следуют 3 его клона. Если поменять что-то в первом (родительском) паттерне, то изменения сразу же отразятся на всех клонах. Если выбрать клон, то связь с родительским паттерном нарисуется в виде дуги.

Басовый паттерн поставим чуть выше синхронно с началом второго клона мелодии. Клонируем паттерн баса один раз.

Это уже больше похоже на композицию. Послушаем ее, нажав PLAY с вертикальной чертой (играть с начала)

Простейшая композиция из 2-х паттернов и 4-х клонов

Барабаны

Добавляем модуль синтезатора ударных - DrumSynth. Он получает номер 03. Связываем его с Output аналогично другим синтезаторам:

В проект добавлен модуль DrumSynth под номером 03

DrumSynth - не единственный способ добавить ударные инструменты в проект SunVox. Можно использовать другие модули, можно загружать сэмплы с более красивыми звуками. Но DrumSynth - один из самых простых. Каждая нота в нем соответствует определенному барабану.

Создаем для него отдельный паттерн из трех треков и 32 строк со следующим содержимым:

Паттерн ударных инструментов - ноты для модуля 03 (DrumSynth)

  • Трек 0 - звуки хай-хэт (hi-hat).
  • Трек 1 - звуки малого барабана (snare drum).
  • Трек 2 - звуки бочки (bass drum).

Теперь перестановкой и клонированием создаем вот такую композицию в таймлинии:

Финальная композиция

Проект играет слева направо. Сначала стартует мелодия - цепочка паттернов внизу. Затем подключается бас - паттерны выше. А ровно с середины начинают играть ударные инструменты.

Вы наверняка задумались, откуда на таймлинии появились эти пиксельные картинки. Каждый паттерн имеет картинку-иконку 16x16 пикселей (ЧБ, пиксель либо включен, либо выключен). По умолчанию иконка заполняется случайным узором. Но при желании можно нарисовать что-то свое. В нижнем правом углу редактора паттерна есть кнопка с иконкой. Нажмите на нее - откроется окно графического редактора:

Редактор иконки паттерна

Финальная обработка

Поставьте громкость 100% и нажмите PLAY. В некоторых местах вы услышите неприятный хрип из за слишком высокой громкости звуков. В такие моменты звуковая волна в модуле Output имеет большой размах по вертикали - часть сигнала сверху и снизу обрезается. А индикатор справа от полоски громкости становится красным. Это так называемый клиппинг. Как с ним бороться? Есть два способа.

1. Просто уменьшать общую громкость или громкость отдельных модулей до тех пор, пока клиппинг не пропадет.

2. Добавить между синтезаторами и Output дополнительный модуль Compressor. Этот модуль в моменты клиппинга уменьшает громкость, а если клиппинга нет, то плавно возвращает громкость в нормальное состояние.

Способ 2 с компрессором - самый популярный в современной музыке. Не будем отставать от моды и добавим его в нашу композицию :) Отключаем все синтезаторы от Output. Добавляем Compressor. Подключаем синтезаторы на вход Compressor, а выход соединяем с Output. Напоминаю, что в SunVox на модулях никак не отображаются входы и выходы, а за направление сигнала отвечает исключительно направление провода, который нужно всегда проводить от источника сигнала к приемнику.

Компрессор кроме борьбы с клиппингом выступает также в роли дополнительного эффекта, добавляя динамику в композицию, т.к. громкость начинает прыгать синхронно с ритмом, особенно если басовый барабан (бочка) играет громче остальных звуков.

Так выглядит финальный проект с компрессором

Исходник проекта

Официальная документация

Продолжение следует...