Предыдущая часть: основы
Продолжаем знакомиться с музыкальной программой SunVox. В этой статье я расскажу, как с нуля написать простую композицию с тремя синтезаторами.
Напомню, как устроен интерфейс SunVox (подробное описание смотрите в предыдущей статье):
Войдите в главное меню (кнопка с логотипом SunVox сверху слева). Выберите пункт "Новый проект". Откроется диалоговое окно "Создать новый проект"
со следующими пунктами:
Получаем следующую картинку:
Имеем один модуль Output и один пустой паттерн (см. таймлинию). Можем приступать к созданию композиции.
Начнем с мелодии.
Какой синтезатор выбрать? Вариантов очень много. Мы остановимся на самом простом. В редакторе модулей нажмите два раза в пустой области. Откроется окно "Добавить новый модуль" со списком базовых модулей. Выберите "Analog generator" и нажмите OK. Синтезатор будет добавлен в наш проект:
Напомню, как соединять/разъединять модули:
Подключите Analog generator к Output.
Нажмите еще раз на Analog generator, чтобы этот модуль стал активным. Начните нажимать клавиши на одной из музыкальных клавиатур (экранная, MIDI или обычная PC-клавиатура). Ноты будут отправляться в выбранный модуль. Модуль начнет реагировать на ноты, генерируя сигнал. Внутри модуля можно увидеть картинку звуковой волны. Сигнал пойдет по проводу в модуль Output - вы услышите свои ноты на колонках компьютера.
Уже хорошо! :) Попробуем теперь записать простую мелодию.
Внизу в редакторе таймлинии нажмите на пустом паттерне. Его содержимое вы увидите вверху в редакторе паттерна - это будет один или несколько пустых треков. Нам понадобится один трек и 32 строки. Сменить кол-во треков и строк можно в свойствах паттерна - такое окно откроется, если два раза кликнуть по паттерну в редакторе таймлинии.
Установите курсор в самую первую строку, в колонку NN (нота). Нажмите пробел или кнопку с замком - включится режим редактирования паттерна:
Теперь задача - ввести вот такую последовательность нот:
Что мы видим на этой картинке? Один трек, на котором находятся ноты для модуля 01 (Analog generator). Есть пустые строки, обозначающие паузу. Есть команды выключения ноты (==). Длина ноты - это количество строк между началом ноты и ее выключением. Если команды выключения нет, то нота звучит до момента, пока ее не сменит другая нота на этом треке, или пока не наступит конец паттерна.
Проигрывание в редакторе паттерна идет сверху вниз. В редакторе таймлинии - слева направо.
Ноты можно вводить с разных типов клавиатур: компьютерной, MIDI или экранной.
Если у вас есть компьютерная клавиатура, просто нажимайте клавиши в следующем порядке: F4 (октава 3), W, ВНИЗ (переход на строку ниже), X, ВНИЗ, Y, ВНИЗ, O, ВНИЗ, '~' (выключение ноты), ВНИЗ, Y, ВНИЗ, I, ВНИЗ, '~', ВНИЗ, R, ВНИЗ, T, ВНИЗ, '~', ВНИЗ, F3, I, ВНИЗ, O, ВНИЗ, F4, R, ВНИЗ, T, ВНИЗ, Y.
Если компьютерной клавиатуры нет, можно использовать экранную музыкальную клавиатуру. Чтобы увидеть названия нот, сделайте ее размер побольше - для этого есть кнопка-слайдер слева:
Нажатая нота записывается в текущее положение в паттерне, после чего курсор сдвигается на строку ниже.
Для перемещения курсора в другое положение:
Давайте сделаем звучание более приятным. Для этого нам понадобятся контроллеры (параметры) модуля 01. Нажимаем на Analog generator и слева видим список всех доступных контроллеров модуля. Если список не помещается в экран, то его можно листать при помощи кнопки слайдера (справа от контроллеров):
Другой способ уместить все контроллеры на одном экране - нажать кнопку V (сверху над контроллерами) для смены количества колонок:
Внесем следующие изменения:
Мелодия готова!
Добавим бас.
Создайте еще один Analog generator и подключите его к Output. Новый модуль получит номер 02.
Контроллеры модуля 02:
Нажмите ее для получения списка дополнительных опций модуля. Нас интересует опция "Зависимость частоты фильтра от динамики" (в общем случае, динамика - это громкость ноты, задается в колонке VV паттерна) - включите ее:
В итоге получим следующую схему:
Проверьте, что режим редактирования паттерна выключен и попробуйте поиграть на модуле 02, особенно на низких октавах.
Ноты басового модуля 02 можно записать в тот же самый паттерн, где находится мелодия модуля 01. Например, на соседний трек. Или даже на тот же трек, чередуя ноты для разных модулей. Но удобнее и практичнее создать для баса отдельный паттерн. Для этого в редакторе таймлинии два раза жмем в пустой области - появляется новый паттерн. Как и в прошлый раз, нас устроит один трек и 32 строки.
Теперь в новый паттерн нужно ввести следующую последовательность нот:
В отличие от паттерна мелодии здесь добавились значения в колонке VV. Это динамика (Velocity), или просто громкость ноты. 00 - минимум. 80 - максимум. Пустое значение эквивалентно максимальному значению 80.
Ввели ноты в паттерн? Нажимайте PLAY с буквой P - текущий паттерн с нотами басового синтезатора будет играть в цикле.
Теперь хотелось бы сделать такую последовательность: сначала играет мелодия, а потом подключается бас. Открываем редактор таймлинии. Выбираем паттерн мелодии и клонируем его 3 раза. Есть несколько способов клонировать:
Басовый паттерн поставим чуть выше синхронно с началом второго клона мелодии. Клонируем паттерн баса один раз.
Это уже больше похоже на композицию. Послушаем ее, нажав PLAY с вертикальной чертой (играть с начала)
Добавляем модуль синтезатора ударных - DrumSynth. Он получает номер 03. Связываем его с Output аналогично другим синтезаторам:
DrumSynth - не единственный способ добавить ударные инструменты в проект SunVox. Можно использовать другие модули, можно загружать сэмплы с более красивыми звуками. Но DrumSynth - один из самых простых. Каждая нота в нем соответствует определенному барабану.
Создаем для него отдельный паттерн из трех треков и 32 строк со следующим содержимым:
Проект играет слева направо. Сначала стартует мелодия - цепочка паттернов внизу. Затем подключается бас - паттерны выше. А ровно с середины начинают играть ударные инструменты.
Вы наверняка задумались, откуда на таймлинии появились эти пиксельные картинки. Каждый паттерн имеет картинку-иконку 16x16 пикселей (ЧБ, пиксель либо включен, либо выключен). По умолчанию иконка заполняется случайным узором. Но при желании можно нарисовать что-то свое. В нижнем правом углу редактора паттерна есть кнопка с иконкой. Нажмите на нее - откроется окно графического редактора:
Поставьте громкость 100% и нажмите PLAY. В некоторых местах вы услышите неприятный хрип из за слишком высокой громкости звуков. В такие моменты звуковая волна в модуле Output имеет большой размах по вертикали - часть сигнала сверху и снизу обрезается. А индикатор справа от полоски громкости становится красным. Это так называемый клиппинг. Как с ним бороться? Есть два способа.
1. Просто уменьшать общую громкость или громкость отдельных модулей до тех пор, пока клиппинг не пропадет.
2. Добавить между синтезаторами и Output дополнительный модуль Compressor. Этот модуль в моменты клиппинга уменьшает громкость, а если клиппинга нет, то плавно возвращает громкость в нормальное состояние.
Способ 2 с компрессором - самый популярный в современной музыке. Не будем отставать от моды и добавим его в нашу композицию :) Отключаем все синтезаторы от Output. Добавляем Compressor. Подключаем синтезаторы на вход Compressor, а выход соединяем с Output. Напоминаю, что в SunVox на модулях никак не отображаются входы и выходы, а за направление сигнала отвечает исключительно направление провода, который нужно всегда проводить от источника сигнала к приемнику.
Компрессор кроме борьбы с клиппингом выступает также в роли дополнительного эффекта, добавляя динамику в композицию, т.к. громкость начинает прыгать синхронно с ритмом, особенно если басовый барабан (бочка) играет громче остальных звуков.
Продолжение следует...